Поутру мы без завтрака проехались до ближайшего магазинчика, где купили газовый баллон CV470 (горелку французской системы я предусмотрительно купил еще в Питере) и много всяких французких вкусностей. Яблочный сидр розлитый как шампанское и стоящий дешевле бутылки и пробки отдельно, колбасу с белой плесенью "saucisse sèche" ну и, конечно, мои любимые сыры "Le Rustioue" и "Coeur de Lion".
Перекусив под начинающимся дождиком в новой велонакидке от "Normal" мы поползли в сторону городка Сан-Жан-Пью-де-Порт (St-Jean_Pied-de-Port) где неспешно, с перерывом на купание и оказались. Заполнив анкету и получив Crediance за пару евро мы удивили регистраторшу нашим экзотическим происхождением (За этот год проехало только 37 россиян, реже нас тут бродят только Урургвайцы с Чилийцами). В центре города поглядели на выступление оркестра "Banda de Saint-Junien" и в приподнятом настроении мы двинулись в сторону Ронсеваля по автомобильной дороге, поскольку ехать в перевал по пешеходной тропе было бы слишком трудно и долго, а было уже 15ч. контузная (на знаках вдоль дороги было написано на чистом баскском языке "KONTUZ lurreko seinaleak orientagarriak dira")дорога долго виляла, поднимаясь среди гор и поселков. Стервятники стаями кружились, поджидая добычу на особо опасных участках подъема, но мы решили не составлять им компанию в сегодняшнем ужине.
Незаметно пересекли границу с Испанией. Маша стала сдыхать от подъема. В местном магазинчике я познакомился с англичанкой Кэтрин. Она бодро карабкалась на узких клинчерах, явно завидую моей широкой резине.
Сдуру свернули на заманчивый указатель "Gainekoleta" и в результате пришлось карабкаться обратно на асфальт по узкой пешеходной тропе вдоль горного ручья. Забираться с груженым великом было трудно, ноги просказывали по сырому грунту, местами приходилось токать меня вдвоем. В результате я вспотел и чтобы освежиться искупался в прохладном ручье. Потеряли на этом больше часа, но если время не ограничивает, то эта отвилка весма приятна и романтична.
На подьеме на перевал начался холодный дождь, в темноте мы вымокли и задубели. На перевале "Ibañeta"(1057м) стоит церквушка , но заходить в неё уже не хотелось, замерзшие руки с трудом сжимали руль а зубы начинали танцевать какой-то испанский танец.
На больной скорости в темноте слегка подсвечиваемой фонариками мы свалились в Ронсеваль (Roncesvalles) около 21ч и, проведя английский допрос испанских языков, заселились в специальные бытовки для велосипедистов. Они были расчитаны на 7 человек, но, поскольку народу было немного, то желающих расселяли по разным бытовкам и мы спали без храпящих соседей. На всякий случай на доске объявлений висели правила поведения в домиках. И если первое правило (не пердеть) было понятно и без перевода текста, то во второе я так и не въехал. Велосипеды мы припарковали под тентом столовой состегнув от греха тросиком